||shrIshrIrAdhAdAmodarabhyAm namaH|| Уважаемые сАдхаки! С завтрашней экАдашИ до рАса-пУрНимы -- время кАртика-вратам. Меня попросили написать об обетах во время этого вратам, что я сейчас постараюсь сделать на основе шрИ харибхактивилАсы и сканда-пурАНы. Описание любого вратам начинается в шАстре с утвеждения нитйатвы этого вратам, т.е. его обязательности, его неединовременности, но еже-годности/месячности/дневности, его необходимой важности. В ХБВ (15.266) есть замечательный вичАраХ нитйатвы: nityatva~n cha paran tasya bhagavat-prINanAn matam | vidhivAkyavisheShAch chAkaraNe pratyavAyataH || "нитйатвам [джайанти-враты] высшего рода (парам) по трем причинам: во-первых этот вратам приносит удовлетворение шрИ бхагавАну; во-вторых, он предписан шАстрой, в третьих неисполнение этого вратам является грехом, влекущим тяжелые последствия." То же можно сказать и о кАртикамАсе. Первой причины достаточно, чтобы ваиШНавы чтили месяц кАртика каждый раз, как он наступает: kArtikaH pravaro mAso vaiShNavAnAM priyaH sadA | kArtikaM sakalaM vastu bhaktyA seveta vaiShNavaH | ... (skAnde) "кАртика -- величайший из месяцев года, вечно дорогой ваиШНавам. ВаиШНав будет с преданностью почитать и принимать все, что связано с кАртикамАсом или родилось в этот месяц." Ибо dvAdashasv api mAseShu kArtikaH kRRiShNa-vallabhaH | "среди двенадцати месяцев именно кАртика любим Кришной... tasmin sampUjito viShNur alpakair apy upAyanaiH | dadAti vaiShNavaM lokAm ity evaM nishchitaM mayA || ... и если поклоняться Вишну даже малыми делами в этот месяц, то Он воздаст, переместив в Свой мир, я установил это со всей точностью" (нАрада в беседе с шаунакАди-РРиши, пАдма). Природа кАртики, месяца ДАмодары, такая же, как его Господа: yathA dAmodaro bhakta-vatsalo vidito janaiH | tasyAyan tAdRRisho mAsaH... он принимает как великое даже самое ничтожное служение!: ... svalpam apy urukArakaH || Как например dIpenApi hi yatrAsau prIyate harirIshvaraH | -- Господь Хари доволен даже просто прадИпом, поднесенным ему в это время, более того sugati~n cha dadAty eva paradIpa-prabodhanAt || -- даже зажегшему чужой погасший прадИп Хари дарует лучшее и прекрасное назначение. (пАдме) В другом месте говорится не только о зажигателях чужих прадИпов, но и о тех, кто защищает чужие прадИпы от ветра, не давая им погаснуть -- всех их ждет прасаннатА, удовлетворение Господне. Для тех, кто только стремится к бхакти, одно лишь удовлетворение Господа может не оказаться достаточно сильным побуждением: внутри них еще нет того, что откликалось бы на просто возможность Севы -- на то единственное, что необходимо шуддха-ваиШНавам, чтобы что-то (что Ему угодно) начать и совершать. Для них существуют предписание, описание других, помимо бхагаватпрИтИ, плодов, и, наконец, пратйавАйа -- грех несоблюдения, всегда сопровождающий сознательное пренебрежение волей Хари в шАстре и восприемниками Его прИтИ: niyamena vinA viprAH kArtikaM yaH kShipen naraH | kRRiShNaH parA~Nmukhas tasya yasmAd Urjo.asya vallabhaH || "Кришна отворачивается от того випры, что проводит кАртику без нийамов, ибо Урджа -- возлюбленный Его." (УрджаХ -- одно из имен месяца кАртика, как дарующего силу и жизнь. УрджаХ также означает силу, энергию, дыхание, дух, доблесть.) Из плодов упомяну мукти: все остальное подразумевается само собой: kArtike munishArdUla svashaktyA vaiShNavaM vratam | yaH karoti yathoktan tu muktis tasya kare sthitA || "О великий муне! Мукти в руках у того, кто в меру своих сил исполняет в кАртику обеты ради Вишну так, как сказано в шАстре". (СкАнде) ПратйавАйа: sa brahmahA sa goghnash cha svarNastayI sadAnRRitI | na karoti munishreShTha yo naraH kArtike vratam || "не совершающий вратам в кАртику все равно что убийца святого, убийца коровы, вор золота и беспросветный лжец (СкАнде, в беседе Брахмы и нАрады); niyamena vinA chaiva yo nayet kArtikaM mune | chAturmAsyaM tathA chaiva brahmahA sa kulAdhamaH || "проведший кАртику или чАтурмАсйу без нийамов -- убийца брахмана, выродок." viShNoH pUjA kаthA viShNor vaiShNavAnA~n cha darshanam | na bhavet kArtike yasya hanti puNyaM dashAbdikam || "У кого не было в кАртику Вишну-пУджи, Вишну-катхи, Ваишнава-даршана -- потерял всю пунйу, накопленную за десять лет". Верно и противоположное: aparAdhasahasrANi pAtakAni mahAnty api | kShamate.asya harirdevaH pUjitaH kArtike prabhuH || "поклоняющемуся Ему в кАртику Господь Харидева прощает тысячи [совершенных до этого] апарАдх, прощает самые отвратительные, самые адские грехи" (пАдме). ОБЕТЫ КАРТИКА-МАСА: Пять вратам являются важнейшими в кАртику. Исполняющий их может считаться исполнившим кАртика-вратам во всей полноте: hari-jAgaraNaM prAtas-snAnaM tulasisevanam | udyApanaM dIpadAnaM vratAny etAni kArtike || (pAdme kRRiShNa-satyA-saMvAde) Это Хари-джАгараНам (бдение ради Хари), утреннее омовение в Тиртхе, служение лесу Туласи, махотсава по завершении враты и поднесение дИпов. Попробую подробнее перечислить эти и другие вратам: ЗЕМЛЯ КАРТИКА-ВРАТАМ na gRRihe kArtiike kuryAd visheSheNa tu kArtikam | tIrthe tu kArtikIM kuryAt sarvayatnena bhAvini || Время кАртики не дОлжно проводить дома. Все усилия надо приложить, чтобы провести кАртика-вратам в тИртхе. Плоды кАртика-вратам не уменьшаются, в какой бы стране вратИ не находился, но в Курукшетре или на Ганге они умножаются в миллионы раз, а еще больше -- в Пушкаре или в Двараке. Величайшие же плоды, в особенности Бхакти, кАртика-вратам дает в Матхуре. МатхурА -- лучшая земля для кАртики, как Прайаг -- для мАгха-вратам, а джАхнавИ -- для ваишакха-вратам. Шри Дхрува обрел всё, поклоняясь Шри Хари в кАртику в Матхуре. Но самое главное условие: sarvAn dharmAn purityajya iShTApUrtAdikAn naraH | kArtike parayA bhaktyA vaiShNavaiH saha sa.nvaset || "Оставив все дхармы -- иШТам (йадж~ни и другие первостепенные обязанности брАхмаНа) и пУртам (строительство колодцев или водоемов и другие общественные обязанности каждого человека) -- человек должен, с максимальной преданностью, прожить кАртику с ваиШНавами" (скАнде). ХАРИ-ДЖАГАРАНАМ Хари-джАгараНам означает бдение во время аруНодайа (за две мухУрты до восхода солнца), либо в последнюю йАму ночи (последнюю четверть ночи). Хари-джагаранам надо совершать в Вишну- или Шива-мандире, или у подножия ашваттхи, либо в лесу туласИ. ГИТА-СТАВАДИ Во время Хари-джАгараНам, после шауча-кРРитйам (почистить зубы, принять частичное омовение, совершить Ачаманам, сменить одежду и снова совершить АчамАнам), следует поклоняться Хари пением, игрой на любимых Им музыкальных инструментах, танцем и чтением став. В особенности упоминаются виШНу-сахасра-нАма-стотрам и гаджендра-мокШаНам из бхАгаватам, а также дАмодарАШТакам, о котором речь пойдет чуть позже. ВИШНУ-КАТХА Во время Хари-джАгараНам и не только, велика слава слушания от ваиШНавов или повествования для ваиШНавов о виШНу или ваиШНава-дхарме. До такой степени, что sarvadharmAn parityajya kArtike keShavAgrataH | shAstrAvataraNaM puNyaM shrotavya~n cha mahAmune || "СарвадхармАн паритйаджйа в кАртику перед Кешавой пусть слушается святая шАстра-катхА". Поскольку na tathA tuShyate dAnair na yaj~nair go-gajAdikaiH | yathA shAstra-kathAlApaiH kArtike madhusUdanaH || "Ни принесение пожертвований, ни йаджни, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения мадхусУдане, как беседы по шАстре в кАртику". Это слушание или повествование шАстры должно быть по нийаму и со всей возможной Бхакти, и тогда даже пол- или четверть шлоки в день, прочитанные или услышанные таким образом, говорит Сканда-пурАНа, скажутся удивительно. Когда Хари-джАгараНам вместе с ночью подходит к концу, ваиШНавы проводят Арати Господу, с пением и танцем. ГИта-ШАстра-виноданам -- так называется это в шАстре, и, естественно, лишенный этого джАгараНам не достоин вишеШаНа "хари". ПРАТАХ-СНАНАМ Затем, утром, омовение в тИртхе. Согласно виШНу-пурАНе, в отсутствие тИртхи или за невозможностью принять в тИртхе омовение, можно принимать омовение в реке (как мужского, так и женского естества -- нада-надИ), за невозможностью -- в озере -- в пруде перед храмом -- в ручье или источнике -- на земле водой из колодца -- водой из колодца или водоема дома, в случае нужды нагретой _на огне_. В случае болезни или в крайнем случае можно принять омовение чараНАмРРитой Вишну, немного отпив и _затем_ приняв ее на голову (чараНАмРРиту Гуру надо принимать прежде чараНАмРРиты Вишну и отдельно от нее), или же водой, которая касалась ТуласИ, или же памятованием Имени Шри Вишну. Видхи снАна такие же, как и всегда, но отличаются саНкалпа-, прАртханА- и аргхйа-мантры: tatra sa~Nkalpa-mantraH kArtike.ahaM kariShyAmi prAtaH-snAnaM janArdana | prIty-arthaM tava devesha dAmodara mayA saha || (mayA -- mA (=lakShmI) 3 vibhaktI) atha prArthanA-mantraH tava dhyAnena devesha jale.asmin snAtum udyataH | tvat-prasAdAch cha me pApaM dAmodara vinashyatu || atha arghya-mantraH (поклонение водой тИртхи) vratinaH kArtike mAsi snAtasya vidhivan mama | dAmodara gRRihANArghyaM danujendranisUdana || "Хе ДАмодара! Хе ДануджендранисУдана! Прими мою, живущего по обету в кАртику и принявшего омовение по видхи, аргхйу!" (дануджа -- дАнава, сын дануХ) nitye naimittike kRRitsne kArtike pApa-shoShaNe | gRRihANArghyaM mayA dattaM rAdhayA sahito hare || ПрасаНгатаХ, со слушающим о славе кАртика-мАса происходит то же, что и с принявшим в кАртику омовение в акрУра-тИртхе в матхуре. Однако Ajanma-bhAvahataH, словами падма-пурАНы, т.е. нАстик от рождения, никогда не испытает никаких плодов ни тИртха-снАна, ни какой другой сат-кРРитйам, ни даже если сам зажегши пропитанный гхРРитам свой погребальный костер, обойдет его и сгорит, вступив в пламя. ВИШНВАРЧАНАМ Затем -- арчанам Вишну, во всех своих слагающих. Упомяну те, о славе которых говорится особо: СВАСТИКАМ Нарисовать перед Прабху свастика-мандалам. НАИВЕДЙА-ДАНАМ Поднесение наиведйи Шри Кришне. В особенности говорится о подношении любимых Господом сладостей и пАйаса (~сладкой молочной каши) с гхРРитам, а затем вкушении прасАда, разделив его с ваиШНавами. Падма-пурАНа говорит, что это все равно, что каждый день проводить йаджну. ПРАДАКШИНАМ парикрама храма Вишну СА-РАДХА-ДАМОДАРА-АРЧАНАМ Падма-пурАНа говорит о славе поклонения Шри Дамодаре со Шри Радхой в месяц кАртика. Это поклонение шрИ-мУрти рАдхики, или же поклонение подношениями одежд, украшений и еды истинному брАхмаНу как шрИ-мУрти дАмодары, а его целомудренной супруге -- как рАдхике, но прежде всего -- поклонение Шри Шри Радха-Дамодаре шрИ дАмодарАШТакой, произнесенной впервые Сатйавратой Муни. ДЖАПАМ ...также является частью арчаны и особо упоминается в связи с кАртика-вратам. ДИПА-ДАНАМ --одно из главнейших слагающих арчаны в кАртика-вратам: поднесение дИпа, лампады. Даже неспособный купить прадИп или масло с ватой для него должен продать себя, но вплоть до пУрНимы подносить Хари дИпам. Если нужно, то деньги выкупить себя обратно, вместе с сыном, славой и почетом придут к нему в результате. Тот кретин, что в кАртику не подносит дИпам в храме Кешавы, не может называться ваиШНавом. yathA cha mathanAd vahniH sarvakAShTheShu dRRishyate | tathA cha dRRishyate dharmo dIpadAne na sa.nshayaH || "Как огонь, хоть и пресущий в каждом древе, лишь трением виден, так и дхарма, хоть и пресущая в каждом благом деле, воссияет, лишь если поднесен дИпам, и в этом нет сомнения" (скАнде). (Другими словами, любой сат-карма будет безрезультатен без дИпа-дАнам.) Даже если дИпам потухнет через пол-полмгновения, зажегший обретет столько, сколько не обрел за сотни йаджн или тИртха-снАнов. Даже безмантрый и немытый бездельник восполнится в джанАрдане, если в кАртику поднесет Ему дИпам. Даже тот, кто зажег в храме Кешавы дИпам, чтобы перекинуться в карты (в месяц кАртика), спасает семь поколений предков! Поэтому о дИпам -- он может быть из карпУры (камфоры), с агуру, если есть, он может быть на гхРРитам или на таилам (кунжутовом масле). Он может быть поставлен перед Хари и/или утвержден на самом пике Кешава-мандира, поставлен перед Туласи или же, ради Кешавы, на воздухе (см. мантру): на перекрестке дорог, на дороге, в доме брАхмаНа, у подножия дерева, на пастбище, в лесу или в лесной чаще. Может быть поддерживаем неугасающий ни днем, ни ночью, а может быть устроена мАлА -- гирлянда -- из дИпов, окружающих Кешаву в мандире, или окружающих мандирам. О том,что дИпам может быть даже чужим, уже говорилось. AkAsha-dIpa-dAna-mantraH dAmodarAya nabhasi tulAyAM lolayA saha | pradIpan te prayachchhAmi namo.anantAya vedhase || (pAdme) (lolayA=lakShmyA; nabhasi=AkAshe; vedhase=viShNave, vidhAtre) УПАВАСАХ В кАртику лучше всего есть с листьев палАша (который еще называется брахма-вРРикШа), абрАхмаНы не должны есть со среднего листа. Есть из посуды, сделанной из каМсы, в кАртику, наоборот, запрещено. Во время вкушения махАпрасАда вратИ должен хранить молчание. Экабходжанам, т.е. есть один раз в день, также славно в кАртику. По поводу того, что можно есть, а от чего следует отказаться, ХБВ упоминает хавишйАннам, а также приводит перечень из падма-пурАНы. Большинство запретов в этом перечне совпадает с запретами для чАтурмАсйи в целом; а то, что среди запрещенного фигурируют различные виды мяса, рыба, чужие жены и т.д., дает основание полагать, что и весь перечень запретов предназначен для нимнАдхикАриНов. Поэтому я хочу обратиться к сканда-пурАНе и привести более конкретные нийамы упавАса в кАртика-врату, которым, тем более, следуют ваиШНавские сампрадАйи: ДВИДАЛА-БАХУБИДЖА-ВРАТАМ shilayA bhidyamAne tu dvidalaM yatra dRRishyate | dvidalaM taddhi vig~neyaM ... "Те [зерна или плоды], которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам..." (далее перечисляются многие из двидалов: мАш, мунг, фасоль, нут и другие, среди них - тамаринд (?) ... nUtanAny atha jIrNAni sarvANy etAni varjayet || "...свежие они или сухие -- ото всех них следует отказаться [во время вратам]." nAle phale cha dRRishyante bahubIjAni nArada | bahubIjaM tad ity AhuH patrakIrAdikaM tathA || "Те растения, в стручках или плодах которых присутствует много семян, даже если это зелень, называются бахубиджам, многосемянные." Для удобства перечислю то, что допустимо во время кАРтики (список может быть неполон): рис пшеница соответственно их мука тилам (сезам, кунжут) тиловое масло гхРРитам, молоко, йогурт и другие молочные продукты из овощей корнеплоды и некоторые виды шпинатоподобных, а также овощные бананы (внимание! кориандр точно нельзя, даже в виде зелени) из фруктов манго и амлакИ из специй черный перец, джира, листья карри, куркума сахар, джагри (более первичный сахар) соль (предпочтительно саиндхава или сАмудрикам, морская) Обеты чАтурмАсйи, связанные с постом, заканчиваются на прабодхинИ двАдашИ (уттхана-двАдашИ). В этот день надо сначала накормить брАхмаНов и ваиШНавов всем, на что был пост, а затем принять пАраНам самому. Все остальные обеты продолжаются до пУрНимы. ГО-ГРАСАХ кормить коров САДХУ-СЕВА БРАХМАЧАРЙАМ БХУМИ-ШАЙАНАМ спать на земле, т.е. отказаться от постели ТИЛА-ДАНАМ, АННА-ДАНАМ дарить сезам и кормить, особенно брАхмаНов УДЙАПАНАМ праздник по завершении враты. Тот, кто не может провести его по всем правилам, должен хотя бы накормить брАхмаНов настолько, насколько это в его силах ТУЛАСИ-СЕВАНАМ служение лесу Туласи или одной Туласи. Тот, у кого нет такой возможности, должен проводить пуджу ваиШНаву или брАхмаНу, если не может и этого -- то служить брАхмаНам и коровам или же деревьям ашваттхе и ваТу, тогда его врата будет полной. САНКАЛПА ДВИДАЛА-БАХУБИДЖА-ВРАТЫ kArtike dvidalaM dhAnyaM varjayiShye sadA hare | imaM kariShye niyamaM nirvighnaM kuru keshava || ПОДНЕСЕНИЕ ДЖАНАРДАНЕ ВСЕЙ ЧАТУРМАСЙИ idaM vrataM mayA deva kRRitaM prItyai tava prabho | nyUnaM saMpUrNatAM yAtu tvat-prasAdAj janArdana || "Я совершил этот вратам, Дева, чтобы ты был доволен, Прабху. Пусть все, чего в нем не хватало, восполнится милостью Твоей, Джанардана!" Пригласив ваиШНавов и брАхмаНов в день пАраНа чАтурмАсйи, следует рассказать старшему из них о том, какие враты исполнял на протяжение четырех месяцев, поднести всем дакШиНу и просить их сказать: vratam achchhidram astu, vrataM sampUrNam astu "Да будет этот вратам без изъяна, да завершится этот вратам". +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ na kArtika-samo mAso na kRRitena samaM yugam | na veda-sadRRishaM shAstraM na tIrthaM ga~NgayA samam || sa~NgrAhI -- bhaktivijayanArasi.nhaH