Утром проснулся такой счастливый!.. Сегодня же Говардхана-пуджа! Сел писать. Хотел пересказать историю о Говардхане, но вместо этого начал писать какую-то странную притчу. Совсем левую. Не дописал, и стал искать, чтобы почитать про Говардхан. Читал-читал, и вдруг наткнулся на стих из "Кришна-самхиты" Бхактивиноды: "Ватсанам чаране Кришнах, сакхибхир йати кананам". Стих простой, но я на нем застопорился и задумался. Перевод такой: "В лес с друзьями отправился Кришна, чтобы пасти телят". А задумался я вот над чем. И друзья, и телята - это чистые, освобожденные души, так ведь? Но разница между ними есть. Если "пошутить", то разница в том, что одних ПАСУТ, а с другими ИГРАЮТ. И мне вдруг пришла интересная мысль. Для нас, садхак материального мира, пока не могут быть образцом рагатмика-бхакты, вроде Йашоды, Шридама и так далее. Для нас пока что идеал - это шаранагата-бхакты в образе телят, которых Кришна ПАСЕТ. Следуя по пути шаранагати, мы становимся кем-то вроде телят, которых Кришна берет под свою защиту. Или, как говорят христиане, агнцами божьими. Но наша беда в том, что из-за гордости и самомнения мы не хотим быть какими-то там агнцами или телятами, нам подавай тело гопи, в крайнем случае, мы согласимся быть сакхой!.. Какая глупость! Сначала садхана... Но садхана не простая, а приводящая к подлинному шаранагати! Каков результат подлинного самопредания? Именно! Результат подлинного шаранагати в том, что мы уже в этом мире и в этих телах становимся послушными, доверчивыми телятами Кришны, которых Он будет пасти, потихоньку ведя в лес... Какой такой лес? А лес этот называется Вриндаваном!..
В два часа уехал в храм и провел там весь день до позднего
вечера. Сейчас дам небольшой отчет о празднике Говардхана-пуджа
в Пермском храме. С фотографиями даже. За одним потестирую
возможность вставки изображений в скрипт программы-дневника.
В
общем, приехал я рано, а народу уже был полный храм, и все
не знали чем себя занять, так как холм был еще не готов. Кто
не в курсе, основа праздника - это создание съедобного холма,
который олицетворяет священный Говардхан, который расположен
в не менее священном Вриндаване. Спустя какой-то час, убрали
ширмы и взорам гостей наконец открылся очередной пермский
Говардхан! (См. первое фото справа). Чтобы можно было хоть
до какой-то степени понять, что это был за шедевр кулинарного
и художественного искусства, ниже вставлю еще пару фото с
увеличенными небольшими фрагментами Холма...
Здорово, правда? Потом началась непосредственно Говардхана-пуджа,
внешне заключавшаяся в том, что каждый старался как можно
больше раз обойти вокруг Холма. Вскоре это обхождение превратилось
в бег с препятствиями, который и продолжался часа три. Первый
час я вместе со всеми радостно пел и танцевал, а потом душе
захотелось спокойной медитации, и я убежал в алтарную комнату.
Спокойной медитации, конечно, не получилось, потому что во-первых,
во время праздников нашу алтарную превращают в ясли, и по
ней с разной степенью хаотичности перемещается десяток-другой
разновозростной малышни. Но это ладно, я привыкший, и детей
люблю, так тут еще, не успел я помедитировать и полчасика,
появились три американки, которых каким-то занесло на наш
праздник. По-русски - ни бум-бум, как водится. У меня сильное
подозрение, что американцы вообще с трудом верят в существование
каких-то других языков, кроме английского. К ним быстро прикрепили
англоговорящую кришнаитку, и они в двух шагах от медитирующего
меня начали болтать. Такая хохма!.. Впрочем, к празднику это
все отношения не имеет... Одним словом, помедитировать мне
не удалось и, отдохнув и внутренне похохатывая, я вернулся
в соседнию комнату, где вовсю продолжалось пение и пляски
вокруг Холма. Кстати, я забыл сказать, что любое желание,
которое загадаешь, обоходя Говардхан (как настоящий в Индии,
так и его съедобное воплощение), обязательно исполнится. Это
не распростроняется, правда, на гордецов, неверующих и оскорбителей...
Так вот, нынче была первая Говардхана-пуджа, когда я "забыл"
загадать желание, при этом "намотав" больше всего
(сотню-другую) кругов... И только сейчас я подумал, что в
этом есть для меня очень глубокий смысл. О котором я умолчу.
Потому что все-таки это хоть и личный дневник, но не совсем.
Зато сам я, если буду его потом когда-нибудь просматривать,
то встретив это неозвученное упоминание, сразу вспомню, о
чем речь...
Честно говоря, для меня в каком-то смысле этот праздник был
очень грустным... Таков наш мир: все меняется. Ровно год назад
я был таким счастливым! Даже мое фото, которое вы видите вверху
слева - именно с Говардхана-пуджи-2002! И вот, прошел год...
Что изменилось? Внешне я тот же самый, только без бороды.
А внутри, вместо счастья, - тихая грусть... И тогда я просил
Говардхан, а теперь - ни о чем не прошу. Потому что знаю -
я ничего не знаю. Что лучше для меня, что хуже... Один Господь
знает. Поэтому я не прошу ни о чем, а просто говорю: Хе, Говинда!
Хе, Гири-Говардхан! Делайте, что хотите... Я просто словно
беспомощный теленок, который заблудился в лесу. И этот лес
- совсем не Вриндаван...
Ладно,
чего-то я расхныкался. Не будем отвлекаться. После бурной
кросс-пуджи, начался спектакль. Как же обожаю спектакли! Любые,
лишь бы вайшнавы играли... Когда человек искренен, то все,
что он делает, даже если это неумело, неловко и вообще слабо,
задевает сердце!.. А что еще бедному вайшнаву надо? Чтобы
про любимого Кришну чего-нибудь показали. Поэтому спектакль
мне понравился. Мило, мило и еще раз мило! Рецензии писать
не буду, ибо незачем. После спектакля были индийские танцы.
Тоже обожаю. Умилило, что в качестве фоновой музыки использовалась
шиваитская молитва. Кто понял - смеялись. Все-таки вайшнавы
за последние годы подобрели... Ох, что бы было в середине
девяностых! Мне один преданный рассказывал, что в старые добрые
времена его чуть не выгнали из храма, за то, что он вместо
Прабхупады на кухне включал Аиндру и Ануб Джалоту!
После танцев началась вторая часть поклонения Говардхану,
а точнее - его поедание! Ну, это уже описанию поддается плохо,
поэтому я пожалуй закончу обзор праздника. После того, как
Говардхан, лучший из преданных, стал частью пермских преданных
(тоже в общем-то неплохих), начался замечательный пир. После
которого все стали потихоньку разъезжаться... Итак, Шри Говардхана-пуджа-махотсава
ки джайа! Всех с прошедшей Говардхана-пуджей!
© www.gopal.ru
|