Чего-то, несмотря на мое сопротивление, дневник все вайшнавизируется и вайшнавизируется! Ну да ладно... Сегодня - можно. Рама-навами всегда был для меня каким-то особенно особенным днем. Почему-то именно в Рама-навами мне удавалось очень легко проникнуться духом праздника... Каждое Рама-навами я проводил в полном сосредоточении на Господе и Его спутниках. В позапрошлом плодом этой медитации была "Баллада о Ханумане", в прошлом - пьеса "Сита-Рама: История разлуки"... В этом году - все не так... Я просидел весь вечер накануне Рама-навами, пытаясь посвятить свой ум и усилия лотосным стопам Шри Рамачандры, но - фиг! Ни одной строчки! Вернее, две, но не в тему. А потом все сегодняшнее утро и день до отъезда в храм - тоже ни одной строчки. Просто НИЧЕГО. Вообще ничего. Как будто сердце высохло... :(
Потом поехал в храм на праздник. Попели. Пообщались. Встретил несколько человек, которых не видел уже сто лет! Посмотрели спектакль, кадры из которого раскиданы вокруг этого текста... Наша прелестная Гаурасундари очень старалась, но спектакли у нее все равно получаются какие-то "домашние", а не профессиональные. Но мне все равно очень нравится!
А потом мы с Алексеем ехали из храма, и он вдруг поделился, что у него какое-то тоскливое чувство после праздника. У него ощущение, как будто преданные вымучивают что-то из себя, а не искренне встречают День Рождения любимого Господа... Словно мы не хотим встречать, не радуемся Событию, а делаем, потому что ТАК НАДО. Мол, вот, пришел опять этот Рамачандра, поэтому нам НАДО Его встречать... А где бхава, где бхакти, где Рама-катха, где все это?! Почему центром наших программ уже давно стала бхОджана, а не бхАджана?! "Поедание пира", а все остальное - словно досадное, обязательное приложение к нему?.. Почему да почему... Покачану! Все знают "почему"... Только толку-то?.. :( Не в преданных дело. Все хотят и бхавы, и бхакти, и катхи, просто это такие категории, которые не подчиняются НАШЕМУ желанию, ибо исходят из сферы духа. Дух - свободен. И все его проявления (как те же бхава или катха) также свободны и приходят только когда сами хотят или по зову того, в чьем сердце им комфортно жить. Но у нас в сердце - пусто и грязно, поэтому и кажется, что мы "вымучиваем". Вся эта искусственность... И пустота сама по себе не так уж и страшна. Страшно, когда мы эту пустоту заполняем "тем, что будет под рукой", а не тем, для чего предназначено сердце. Но что делать, если проявления духа появляются только по собственному желанию или желанию тех, в ком уже живет дух? Не значит ли это, что мы вынуждены заполняться всяким мусором, окружающим нас? Может быть... Что же делать? Мой ответ: держать сердце открытым, но пустым для мусора, не соглашаясь заполнять его ничем, кроме проявлений духа!.. "Природа не терпит пустоты", и эта самая природа будет вам предлагать все, что угодно! Но если упорно, не сдаваясь, держать сердце пустым и тоскующим по Духу, то рано или поздно Он появится... А может, и нет... :( Но одно точно: если мы сами согласимся на суррогат, то идеала уже не видать!..
Одним словом, едем мы, болтаем-вздыхаем, а потом Алексей хвастается, что Рамайану новую читает. Показывает: художественное переложение Бхакти-Викашы Свами. Открываю наугад и зачитываюсь. Попал на историю, когда Хануман прилетает на Ланку и находит Ситу. Хочет забрать Ее, но она не соглашается... И Хануман, не зная, чем бы насолить ракшасам, сжигает хвостом всю Ланку... Такая хорошая история! Как-нибудь конфискую книгу у Алексея (слышишь, да? :)
В общем, у меня тоже было тоскливое состояние, но по другой причине. К отсутствию катхи и бхавы в храмовских программах я уже, так сказать, привык, тем более что сегодня такой милый спектакль был. А меня хлебом не корми, дай спектакль посмотреть... Бхаву ведь можно экстраполировать. Но вот почему в это Рама-навами я не смог ничего написать для Рамачандры? Вот что меня тревожит и вот от чего тоскливо :(
© www.gopal.ru
|