Сегодня понадобился текст, и я стал просматривать архив в поисках подходящего. Предположив, что оптимально подойдет "Смелость выбирать", я стал его перечитывать, смутно помня, что это - детский рассказ о желаниях и сомнениях... Перечитал... Ничего себе "детская" история. Спустя полтора года я читаю ее и понимаю, что это никакая не детская история, а замаскировавшаяся серьезная притча. Некоторые моменты меня так поразили своей предсказательностью, что я их даже выписал. Кратко о сюжете: маленький мальчик очень хочет получить электронную записную книжку, но шансов нет. Стоит дорого. Но гл. герой продолжает мечтать и даже ищет деньги под скамейками. И вот, когда надежда почти умирает, он находит коробку с записной книжкой в пустом трамвае, в который сел случайно, хотя и не должен был. Коробка оказывается в руках, но...
"А вдруг там ничего нет? - снова и снова спрашивал он себя. - И что тогда? Все мои надежды, целые недели поиска и жажды окажутся напрасными. Я не вынесу такого обмана! Вдруг там ничего нет?! Но тогда какой смысл в том, что случилось нечто, чего не бывает?! Какой смысл в трамвае, в который я сел, хотя я никогда не сажусь в трамваи? Какой смысл в коробке, которая оказалась в пустом вагоне? Какой смысл в кондукторе, которая сказала: "Возьми свою коробку и выходи"? И этой надписи: "Электронная записная книжка" прямо на коробке? Если внутри не будет того, к чему я так стремлюсь, то разве мир для меня не развалится на куски? Конечно, я знаю, что внутри электронная записная книжка. Ведь я очень хочу, чтобы она лежала у меня в кармане. Именно поэтому коробка оказалась в пустом вагоне трамвая, который подошел именно тогда, когда я стоял на остановке. И именно поэтому кондуктор, когда я засомневался, могу ли я ее взять, сказала мне: "Бери и выходи". Я з-н-а-ю, что внутри электронная записная книжка. Ведь по другому не может быть. Но если это не так?.. Ведь электронные записные книжки не лежат в пустых вагонах и не ждут, когда маленькие мальчики возьмут их себе! Так не бывает! Но, если такое чудо случилось, не означает ли это, что внутри не может быть ничего, кроме электронной записной книжки? Конечно, означает! Тогда открой коробку и получи то, к чему ты так стремился!.. Но если я открою коробку, а внутри окажется что-то другое? Ведь часто в коробки, на которых написано одно, помещают совсем другое... Но разве в этой коробке может оказаться что-то, кроме электронной записной книжки? После всего того, что произошло? Да, то, что произошло, не может быть! Но если произошло то, чего не может быть, разве это не означает, что внутри - она! А если нет?.."
Маленький мальчик в оцепенении сидел на плоском камне и пытался понять, что мечется у него внутри, не давая сделать такую простую вещь: открыть коробку и наконец положить желанную записную книжку в карман рубашки, поближе к сердцу.
"Ведь ты обещал быть для нее хорошим хозяином! - продолжал говорить кто-то внутри. - А это значит, что ты ответственен и перед ней. И если ты не откроешь коробку, то электронная записная книжка никогда не станет сама собой, то есть электронной записной книжкой. Она так и останется коробкой, на которой написано: "Электронная записная книжка". А быть коробкой с надписью и быть тем, что эта надпись означает - совсем разные вещи! Если ты не откроешь коробки, то не только ты останешься без своей мечты, но и записная книжка останется всего лишь коробкой!
И на экране никогда не появится того, что ты сотворишь для своей электронной записной книжки...
* * *
Маленький мальчик с ужасом наблюдал, что происходит у него в голове. Казалось, там поселился кто-то чужой, и этот чужой говорит о каких-то странных, непонятных вещах, до которых самому маленькому мальчику нет никакого дела. И мальчик понимал только одно: этот чужак, забравшийся в голову, не дает сделать простую вещь - открыть коробку и наконец взять электронную записную книжку, которая несомненно лежала в коробке, ожидая, когда же наконец она окажется в руках, для которых предназначена.
* * *
Маленький мальчик зашагал бодрее, почему-то уверенный, что найдет Сашу во дворе.
- Правда, придется раскрыть тайник, - засомневался он. - Но Саше можно! Она хорошая. Хоть и девчонка. Она не выдаст.
Саша и правда была во дворе. Она сидела в песочнице вместе с двумя совсем маленькими девочками, мамы которых что-то вязали неподалеку.
- Привет, Шашка! - сказал мальчик. - Ты чего, как маленькая, в песочнице играешь?
- Привет, - серьезно откликнулась Саша. - А что? Все играют в песочнице. Просто иногда это очевидно, как сейчас, а иногда нет.
- И чем ты занимаешься?
- Как и все, строю песочные замки... - Саша повернулась к маленькому мальчику и удивленно спросила: - Ты разве не видишь?
Мальчик подошел поближе и стал смотреть, что творится в песочнице. Все три девочки, включая Сашу, строили песочные дворцы. Песок был немного мокрый после прошедшего ночью дождя и хорошо лепился.
- У тебя самый красивый замок, - искренне сказал маленький мальчик.
- Я знаю, - кивнула Саша. - Я его уже почти закончила. Вот, сейчас...
Она добавила еще одну башню.
- Готово! - Саша улыбнулась и посмотрела на свою работу. Маленькие девочки, чьи замки были маленькие и некрасивые, с завистью смотрели на Сашину работу.
Вдруг Саша подняла руку и опустила ее прямо на замок, сравняв его с песком.
Маленькая девочка в другом углу песочницы засмеялась.
- Теперь мой замок самый красявый! - гордо сказала она, смешно коверкая слова. - Мама! У меня самый красявый замок!
Она обернулась к маме, сидящей на скамейке в десяти шагах от песочницы. Но, поворачиваясь, девочка неосторожно взмахнула совочком и задела свой замок, который немедленно рассыпался.
Через секунду по детской площадке разнесся отчаянный плач:
- Ма-мааа, мой замок слома-ался!!!
Саша спокойно принялась возводить новый замок.
- Зачем ты его сломала? - спросил маленький мальчик.
- Чтобы построить другой... - пожала плечами Саша.
- Зачем? Ведь ты снова его разрушишь, или он сам развалится, как у нее! - Мальчик указал на плачущую девочку.
- Я не знаю, - грустно сказала Саша. - Может быть, я строю замок за замком, чтобы научиться не плакать, когда они разрушаются. Именно поэтому каждый свой замок я разрушаю сама. Так легче привыкнуть к тому, что мир вокруг - всего лишь песочница с замками из песка. Я должна научиться не плакать, когда они разрушаются.
- Когда разрушаешь сама, то проще не плакать, чем когда твое творение рушится помимо воли? - уточнил маленький мальчик.
- Да, наверное... - Из под рук Саши уже проступал новый замок.
- Но если ты всегда будешь разрушать, ты никогда не сможешь построить то, что неразрушимо...
- А разве это возможно... в песочнице? - грустно улыбнулась Саша.
Маленький мальчик перешагнул деревянное ограждение песочницы и сел рядом с Сашей.
- Но ведь в песочнице есть не только песок и песочные замки... - сказал он, хитро прищурившись. А потом положил свою ладонь на Сашину руку, которая загребала очередную порцию песка. - Ведь так?
Саша остановилась. А потом ее ладонь, накрытая сверху ладонью маленького мальчика, разровняла недостроенный замок.
- Да, есть те, кто их строит... - тихо сказала Саша. - И они - не из песка...
- Значит, и в песочнице, среди несуществующих замков, возможно то, что неразрушимо! - засмеялся маленький мальчик.
* * *
- А я нашел электронную записную книжку! - вдруг сказал маленький мальчик, и они снова оказались в песочнице.
- Да, как это? - удивилась Саша.
- Так это! Ехал в трамвае. Гляжу, лежит прямо на кресле. Ничья!
- Да ну, так не бывает! - не поверила Саша.
- Конечно, не бывает, но я нашел! - маленький мальчик задумчиво потер рукой подбородок и на нем остались песчинки. - Так удивительно! Я почти потерял надежду. Мне было так горько... Я искал денег, как ты говорила. Заглядывал под каждую скамейку, но нашел только два рубля. Это очень мало для того, чтобы купить электронную записную книжку. И я уже почти совсем потерял надежду, и даже поехал на трамвае, чтобы больше не ходить по дорожкам, по которым ходил, и не заглядывать под скамейки, под которые заглядывал... И когда я уже почти понял, что у меня не будет электронной записной книжки, я увидел ее! Представляешь?
Саша сначала ничего не ответила, а потом радостно улыбнулась и воскликнула:
- Здорово! Покажешь?
- Кого? - не понял маленький мальчик.
- Электронную записную книжку, конечно!
- У меня ее нет... - сказал маленький мальчик и опустил голову.
- Как это нет? - тоже помрачнела Саша. - Ведь ты сказал, что нашел ее?
- Да, но я нашел не ее, а коробку, на которой написано "электронная записная книжка"...
- А что было внутри? - испугалась Саша.
- Не знаю. Я не стал ее открывать.
- То есть тебе было достаточно только коробки? - удивилась Саша.
- Нет, конечно! - возмутился маленький мальчик.
- Тогда надо было открыть ее, и тогда бы ты нашел не только коробку, но и саму электронную книжку!
- Я испугался, - признался маленький мальчик. - Испугался того, что внутри может оказаться что-то другое, а не электронная записная книжка...
Саша задумалась.
- Понятно, - наконец сказала она. - Это было бы страшно. Ведь ты так мечтал о ней... Но разве там могло оказаться что-то, кроме твоей книжки, после всего, что случилось?
- Да, я уверен, что в этой коробке - моя книжка, но все равно страшно...
- А где сейчас эта коробка? - поинтересовалась Саша.
- В тайном месте...
- Значит, ты все равно откроешь ее? Или навсегда оставишь в тайнике?
- Навсегда оставить в тайнике? - изумился маленький мальчик.
- Да, чтобы верить, что у тебя есть записная книжка, но при этом никогда не открывать коробку, в которой она лежит, тем самым избавляясь от страха не найти ее там...
- Ты чего-то непонятное говоришь, - обиделся маленький мальчик. - Конечно же, я открою коробку! Зачем мне электронная записная книжка, которая есть не по настоящему?
© www.gopal.ru
|