Когда-то, еще в институте, я изучал теорию потребностей. У нас целый курс был, ибо - специфика... Помнится, мне понравилось, и я еще потом ее улучшал, развивал и даже преподавал на уроках географии. :) Сейчас встретил очень компактную и ясную схему, которая к тому же очень в тему к тому, о чем я думаю последнее время - о виртуальном общении. В тему очень косвенно, но решил поместить схемку и ее расшифровку себе на память.
Я люблю иногда сыграть в эту игру. Когда в мишень бросаются небольшие стрелочки с острым концом. Все как в тире, только здесь важна ловкость рук и мышечное чувство. Вы можете кинуть стрелочку в нелюбимое вами требование мира непрерывно учиться чему-то новому, можете не желать иметь семью или быть недовольными собой как личностью. Пусть вас не смущает обилие разных цифр – обо всех их значениях я расскажу вам пренепременно. Но для начала – дам характеристику каждому из четырех крупных блоков, из которых слагается наша карта.
Личность: все, что связано с индивидуальными особенностями человека – тело, вкусы, привычки, потребности, отношение к себе, понимание себя, наклонности, умения, навыки, особенности и еще много подобных слов, которые были придуманы за последнюю пару-тройку тысячелетий.
Когнитивная деятельность: то, чего так и не нашли у животных. Вы учитесь, вы читаете, вы придумываете, вы пишете стихи и романы, решаете сложные задачи, создаете новые теории, критикуете старые, помните таблицу умножения и легко овладеваете понятием дискриминанта. Вы даете информацию миру и берете информацию у мира и этот процесс бесконечен.
Социальная деятельность: любое взаимодействие с обществом. Вы можете работать, писать жалобы, участвовать в диспутах, работать на производстве, быть политиком, слушать церковные пения, лететь в космос, играть в футбол и ходить в казино.
Группа: сексуальная жизнь, симпатичные люди, любимый человек, ребенок, друзья, замечательный сосед, преданный пес Тузик или Мухтар.
Это приблизительное описание карты человеческого пространства. Теперь посмотрим, что это за цифры и буквы.
Первый круг (S1, Id1, C1, R1) (fhisiological needs): Ядро личности, базальные потребности. Каждый сегмент имеет свои важные особенности:
Id1: потребности, связанные с выживанием, с физиологической устойчивостью организма: голод, жажда, потребность во сне, в отдыхе. Частично – потребность избегать болевые стимулы и получать позитивные.
С1: сенсорная информация и стимулы, так называемый «сенсорный голод» (очень известные эксперименты по сенсорной изоляции).
S1: потребность взаимодействовать с окружающим миром, участвовать в его процессах. То, что Э. Берн назвал «структурным голодом».
R1: сексуальное влечение, стремление к сексуальным контактам. То, что обычно называют «половой голод».
Второй круг (S2, Id2, C2, R2) (need for safety): Потребность в безопасности, защищенности.
Id2:потребность избегать боли, болезней, пугающих объектов, пугающих ситуаций. Потребность иметь защитника, защиту, спасительные средства.
C2: то, что Эрхард назвал «стремлением ума выжить». Потребность защитить актуальную парадигму, систему мировосприятия, структуру познавательного опыта.
S2: потребность быть в безопасности, взаимодействуя с окружающим миром. Стремление защититься, избежать давления общества.
R2: «Mой дом – моя крепость». Безопасность дома, семьи, здоровье близких и важных для человека людей (животных).
Третий круг S3, Id3, C3, R3) (need for group): Потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе. Все нижеуказанные характеристики являются следствиями этой потребности, разными в каждом своем случае.
Id3: потребность «радоваться своему отражению в зеркале». Здесь же – начинают развиваться требуемые обществом качества: волевые акты, умение себя контролировать, мотивация к личностным изменениям.
C3: «желание» хорошо учиться, приятие чужого опыта, некритичное мышление.
S3: потребность слиться с большинством, стремление иметь компанию, группу, «молчаливое согласие» с большинством.
R3: стремление понравиться лицам противоположного пола или тем людям, которые симпатичны. Ухаживание, забота, соответствие ожидаемым требованиям близких и значимых людей.
Четвертый круг (S4, Id4, C4, R4)(respect): Потребность в уважении, одобрении, признании, компетентности, благодарности.
Id4: Потребность в самоуважении, в гармонии с собой, в уверенности в себе и своих силах и возможностях. Парадоксальная потребность – человек нуждается в уважении и любви к самому себе.
C4: Потребность быть продуктивным, креативным, порождающим хорошие вещи, идеи, продукты мышления и творческой деятельности.
S4: Потребность быть значимым, «заслуженным работником», получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других.
R4: Быть значимым в глазах своего ближайшего окружения. Все слышали о так называемом «синдроме ожидания памятника»? Жена старается-старается, ждет, но никто не хвалит ее за вкусный ужин, чистую постель, ухоженный дом. Вот она старается и ждет, старается и ждет... Так и рушатся многие семьи...
Светлые круги на рисунке 4 можно назвать кризисными этапами, во время которых человек удовлетворил свои потребности или, напротив, так и не смог этого сделать. В последнем случае его поведение может сильно варьироваться. Маша, например, превратила свою жизнь в невротическую игру, застряв на этапе, когда ее не поощряли за явно хорошие борщи и вареники. Семен перестал себе воображать, что он станет великим биатлонистом и довольствовался своими вполне хорошими вторыми результатами и своей разухабистой биатлонической компанией. А Игорь очень боялся, что ночью к нему придет Зеленый дед мороз и украдет его, но, не найдя ни капли понимания и поддержки со стороны своих вечно занятых родителей, постепенно скатился в паранойю.
Человек может достичь полной реализации в некоторой из жизненных сфер и быть полностью деградированным в другой. Таков удел многих и многих великих людей, о чем писал Ломброзо в своей знаменитой книге «Гениальность и помешательство». Большинство же людей получают взамен так называемой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину «нормального распределения». Впрочем, это еще требует своего пристального изучения.
Последнее, что хотелось бы добавить к этой статье – это самоочевидный факт того, что любой человек, полностью реализовавший себя в той или иной (или даже всех) области, может это утратить. Этому может способствовать общество – забыли, перестали признавать; это может быть непоправимая травма, потеря всех своих близких, тяжелая болезнь и многое другое. Это так. Жизнь динамична, сурова и быстротечна: она редко позволяет быть человеку беспечным и счастливым просто так, даже если до этого он совершил невероятное. Но именно этим людям в таких случаях и бывает легче всего пройти этот путь вновь. Потому что – они уже знают дорогу.
© Вит Ценёв, psyberia.ru
© www.gopal.ru
|