На днях читал о Бахинабаи - святой женщине в традиции варакари. Особенность Бахинабаи по словам западных исследователей в том, что она, в отличие от радикальных женщин-бхакт (таких как Мирабаи и Анталь), совмещала преданность Богу и служение демонически настроеннному мужу, который в частности избивал ее за преданность Богу. Статья очень интересная, несмотря на то что написана профессором-американкой. Если у кого-то она есть в электронном виде, пришлите пожалуйста, я выложу.
Так вот, оказалось, что Бахинабаи - ученица Тукарама, причем он пришел к ней во сне и вывел из комы, в которой она оказалась по вине деспота-мужа. Я стал искать в интернете эту статью, но не нашел, зато нашел кое-что о Тукараме. Поделюсь.
Тукарам и Деху (перевод - И. Глушковой)
Тукарам — последний поэт первой величины традиции «варкари», автор более 4500 песнопений, в своих произведениях наиболее полно и разносторонне выразил всю гамму ощущений и переживаний преданного бхакта. Он родился в Деху на берегу Индраяни недалеко от Пуни в 1608 году (существуют и другие даты его рождения) в семье шудры, занимавшегося мелкой торговлей. В возрасте 13-ти лет Тукарам принял из рук отца семейное дело и некоторое время процветал, пока на семью не обрушилась вереница несчастий: умерли родители, скончалась жена старшего брата, и сам старший брат, отвернувшись от мирской жизни, покинул отчий кров и вступил на путь бродячего аскета; умерли первая жена Тукарама и его старший сын; наконец, голод, вызванный катастрофической засухой 1629 года, разорил Тукарама, лишив его и оставшихся членов семьи каких бы то ни было средств к существованию. Потрясенный ударами судьбы, Тукарам в полной мере осознал тленность и иллюзорность мирского благополучия и предался неистовому поклонению Витхобе — семейному божеству. Отныне это стало главным в его жизни. Последние свои деньги он потратил на восстановление разрушенного временем храма любимого божества.
Импульс к творчеству он получил от явившегося во сне Намдева — известного поэта, ученика и преемника Днянешвара, который попросил Тукарама продолжить традицию создания гимнов во славу Витхобы. С того момента Тукарам начал слагать песнопения, рассказывающие о его нелегком пути к Богу, о сомнениях и озарениях.
Брахманы, считавшие кощунственным превращение низкого шудры в проповедника, жестоко преследовали Тукарама. Но после того как свершилось чудо и река Индраяни вернула ему брошенные в воду по их приказанию поэтические труды, брахманы отступили, а многие из них стали преданными учениками Тукарама. Наш современник, известный, маратхский поэт Дилип Читре считает, что по своему символическому значению чудо возвращения в нетронутом виде песнопений аналогично чуду воскрешения Христа. В 1649 году Тукарам исчез из деревни. Этот год считается годом его смерти.
Загадочно не только исчезновение Тукарама, загадочны все его творения. У того же Д.Читре, много лет занимающегося переложением Тукарама на современный маратхи, в одном из стихотворений, озаглавленном «Поездка с внуком в Деху», есть такие строчки:
Внуку — ему нет еще четырех — я рассказывал истории о Тукараме. И вдруг остановился изумленный — самое основное так и не смог ему объяснить...
Местечко Деху упоминается в маратхских хрониках начиная с ХУ века. Во времена Тукарама здесь проживало 150-200 человек, сейчас же это большая, но неухоженная деревня, неуклонная деградация которой приводит в отчаяние гордящихся своими национальными ценностями маратхов: «Мылюбим Днянешвара и Тукарама больше, чем англичане Шекспира. Но в нашей любви, несомненно, присутствует и религиозный оттенок: литература на нашем родном маратхи возникла благодаря творчеству поэтов варкари и с давних пор тесно переплетена и с нашим образом жизни, и с мышлением. Именно поэтому мы не можем с легкостью провести четкую грань между религией и поэзией, жизнью и литературой, языком и традицией... Деху обладает той же культурно-исторической ценностью, что и Стратфорд-на-Эвоне, но пренебрежение к нему уготовило ему иную судьбу...», — с болью говорил Д. Читре. И его чувства понятны: в Деху так или иначе разрушаются святыни, связанные с именем Тукарама — потомки. Тукарама собственными силами не в состоянии оградить их от упадка; безнадежно загрязнена Индраяни и та же участь постигает саму деревню, не отвечающую элементарным санитарно-ги-гиеническим требованиям и регулярно подвергающуюся огромным наплывам паломников.
С особым почтением мы предавались-песнопениям около гробницы факира Ангада Шаха — индусы-варкари славили мусульманина-суфия! Впрочем, в свое время Ангад Шаха не посчитал для себя унизительным признать духовное превосходство Тукарама. А история такова: брахман Рамешвар Бхат был одним из самых ярых гонителей Тукарама — именно по его наущению Тукараму пришлось бросить свои тетради в реку. Однажды Рамешвар Бхат совершил омовение в источнике, принадлежавшем факиру. Ангад Шаха проклял его, и все тело незадачливого брахмана покрылось жгучими волдырями. Не помогало никакое лечение, и Рамешвар Бхат отправился к месту самадхи Днянешвара и предался медитации. Явившийся к нему Днянешвар поведал, что исцеление придет, когда брахман припадет к ногам шудры Тукарама. Рамешвар Бхат смирил свою гордость и последовал указанию Днянешвара — Тукарам поднял его с колен и все язвы на теле брахмана исчезли, после чего последний стал его преданнымучеником. Узнав, что кому-то удалось победить силу его проклятия, Ангад Шаха отправился к Тукараму, взяв с собой бездонный горшочек для зерна. Увидев нищего факира, младшая дочь Тукарама бросила ему горстку зерна, и горшочек наполнился до краев. «Так ты и есть Тукарам?» — спросил изумленный Ангад Шаха. «Не будь глупцом. Тукарам — мой отец, он в храме», — ответила девочка. В храме, внимая песнопениям Тукарама, факир осознал беспредельное величие бывшего лавочника.
© www.gopal.ru
|