Продолжаю читать книгу Шамфора "Максимы". Сегодня дошел до интересной главы. Мда, не со всем согласишься, но в основном из-за желания верить, что все не так плохо, как описывают все эти философы. А любой философ, да и просто разумный человек, начиная говорить на тему женщин, любви и брака, говорит примерно об одном и том же... :(
Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.
Любовь лишь тогда достойна этого названия, когда к ней не примешиваются посторонние чувства, когда она живет только собою и собой питается.
Любовь лишь тогда достойна этого названия, когда к ней не примешиваются посторонние чувства, когда она живет только собою и собой питается.
На вопрос, почему женщина выставляет напоказ свои победы над кретинами, можно дать много ответов, и почти все они оскорбительны для мужчин. Правильный же ответ таков: у нее просто нет другого способа наслаждаться своей властью над сильным полом.
Женщинам свойственны прихоти, увлечения, иногда склонности; порой они даже способны возвыситься до настоящей страсти, но преданность им почти недоступна.
Любовь в том виде, какой она приняла в нашем обществе, - это всего лишь игра двух прихотей и соприкасание двух эпидерм.
Беда молодых женщин, равно как и монархов, в том, что у них не может быть друзей. По счастью, ни те, ни другие не понимают этого: одним мешает тщеславие, другим-спесь.
Говорят, что в политике победа остается вовсе не за мудрецами; то же можно сказать и о погоне за женщинами.
Любовь, даже самая возвышенная, отдает вас во власть вашим собственным страстишкам, а брак - во власть страстишкам вашей жены: честолюбию, тщеславию и всему прочему.
Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает свет на природу слабого пола: "Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно, нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам".
Естествоиспытатели утверждают, что у всех видов животных вырождение начинается с самок. Философы вполне могут применить этот вывод к основам современного общества.
И в браке, и в безбрачии есть свои недостатки; из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.
Любовникам довольно нравиться друг другу своими привлекательными, приятными чертами, но супруги могут быть счастливы лишь в том случае, если они связаны взаимной любовью или хотя бы подходят один к другому своими недостатками.
Любовь приятнее брака по той же причине, по какой романы занимательнее исторических сочинений.
Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание: "Что из двух ни выберешь, все равно пожалеешь". В последние годы жизни Фонтенель жалел о том, что не женился: он забыл, что прожил девяносто пять лет, не зная забот...
Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на низменном расчете.
Женщину выдают замуж прежде, чем она успевает чем-то стать. Муж - это своего рода мастеровой, который не дает покоя ее телу, обтесывает ум и начерно шлифует душу.
Мужчине мало быть любимым: он хочет, чтобы его оценили, а оценить могут лишь те, кто на него похож. Потому-то на свете и не существует любви, вернее, потому она так недолговечна между двумя существами, одно из которых ниже другого. Дело тут не в тщеславии, а в естественном самолюбии; попытка же лишить человека самолюбия бессмысленна и обречена на неудачу. Тщеславие - свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным.
Вот один на лучших доводов против женитьбы: окончательно оболванить мужчину может только одна женщина - его собственная жена.
Как бы плохо мужчина ни думал о женщинах, любая женщина думает еще хуже.
© www.gopal.ru
|